ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ СЕРГЕЯ КИРИЕНКО


В одной из песен на слова Михаила Исаевича Танича, блестяще исполненной группой «Лесоповал» есть такие слова:

«Получишь чего заслужишь, какая судьба сдана

Налево пойдёшь – не сдюжишь

Направо пойдёшь – хана.

Дорожка моя кривая: «Зачем?», - ты мне дай ответ

Дорожка моя кривая – тебе укороту нет».

Эти слова очень точно иллюстрируют позицию руководителя Правительства России сегодня. Тяжелейший экономический кризис, связанный с задержкой структурных реформ в российской экономике, последствиями внешних экономических санкций, падением цен на энергоносители, продолжающейся коррупцией и выводом средств за границу, привели к явной растерянности правительства и резкому падению доверия населения к Председателю Правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Ситуация усугубляется тем, что Дмитрий Медведев продолжает оставаться руководителем правящей партии «Единая Россия», на которую проецируется негативный шлейф неудач Правительства. Это, в свою очередь, существенно ослабляет позицию будущего кандидата в Президенты страны. В стране нарастает недовольство региональных элит, на которые федеральное правительство перекладывает всё большие обязанности по экономическим обязательствам перед населением, одновременно уменьшая выделение федеральных ресурсов.

Сложившееся положение очень напоминает ситуацию весны и лета 1998 года. Тогда также упали цены на энергоносители. Олигархи продолжали получать гигантские бонусные проценты по ГКО, разорявшие казну. Регионы получали неравновесные дотации от Центра, не покрывающие их расходов на социальные нужды. Повсеместно росла безработица. Разваливались, не выдерживая налоговых поборов, предприятия малого и среднего бизнеса. Страна стояла на пороге крупномасштабной гражданской войны. Новое правительство «технократов» (правительство Сергея Кириенко), сменившее правительство «реформаторов» (Чубайса, Немцова, Черномырдина), было поставлено перед выбором: либо продлить агонию страны, разогнав инфляцию вбросом большой массы ничем не обеспеченных бумажных денежных знаков, либо объявить дефолт по всем правительственным обязательствам. В качестве промежуточного варианта мог быть использован добровольный отказ олигархов от получения процентов по ГКО на время экономической перестройки. Однако, несмотря на заверения Сергея Кириенко в том, что проценты по ГКО будут выплачены сполна после приведения финансов страны в порядок, все олигархи отказались выполнить патриотический долг, и продолжали требовать ежемесячной выплаты кабальных процентов. В этой ситуации Сергей Кириенко принял мужественное решение принять удар на себе и объявил дефолт. Это знают все. Но мало кто знает, что до момента объявления дефолта правительство Сергея Кириенко передало на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ пакет антикризисных программ. Этот пакет депутаты не утвердили до объявления дефолта и отставки правительства. Однако он сыграл свою позитивную роль, поскольку новое правительство (Примакова-Маслюкова) использовало его с добавлением нескольких пунктов в качестве программы реанимации экономической ситуации в стране.

Сегодняшнюю ситуацию в стране очень четко характеризует известный политолог Евгений Минченко:

«1. Медведевская коалиция 2010-2011 годов окончательно распалась, и этот факт зафиксирован ожесточённой войной друг против друга её бывших участников. 2. Презентация экономической программы Кудрина (и продвигающей его элитной коалиции), намеченная на май, действительно планируется как переломное событие. Видимо, мы получим в случае её утверждения список экономических игроков-локомотивов президентской кампании, а также аутсайдеров, и в отраслевом разрезе, и, если внимательно читать, вплоть до отдельных компаний.

3. Переконфигурирация правительства - это уже неизбежность. Вопрос только в тайминге и кадровом наполнении.

4. Продолжится перенастройка силовых структур.

5. Можно ждать в течение предвыборного года отставок 5-10 губернаторов. Не потому что они плохие. А для фиксации изменившегося элитного баланса на уровне Политбюро 2.0».

(http://www.ng.ru/blogs/evgeniy_minchenko/medvedevskaya-koalitsiya-okonchatelno-razvalilas.php).

Естественной реальной кандидатурой на пост Председателя Правительства России видится Сергей Кириенко. У него есть и негативный и позитивный опыт управления в кризисных ситуациях. По стилю управления он «системщик», т.е. при принятии решений руководствуется не требованиями близлежащей ситуации, а системой взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, обеспечивающих развитие актуальной ситуации. По направленности вектора мотивов, он «мажоритарист», т.е. руководствуется мотивом достижением результата, а не мотивом избегания неудачи.

Наконец, он достаточно долгое время находился в поле зрения Владимира Владимировича Путина. Получив в 2000 году в управление Приволжский федеральный округ, Кириенко был всего одним из полпредов, не имевших генеральского звания и генеральского опыта службы в военных и силовых структурах. Тем не менее, именно он сумел укротить амбиции Президентов национальных республик, заставив их привести республиканские конституции в соответствие с Конституцией РФ. Став во главе корпорации «Росатом», он за короткий срок вывел её на ведущие позиции в мире мирного атома. Наконец, сменив господина Володина на посту заместителя главы Администрации Президента РФ, он сумел без шума и пыли провести чистку региональных элит.

Отсюда вывод – Кириенко сумеет в короткие сроки и в сложнейших внутренних и внешних условиях грамотно осуществить экономические реформы, именно потому, что сумеет пройти между «Сциллой радикальных либеральных реформ», предлагаемых группой Кудрина и «Харибдой социально-экономического приспособленчества», предлагаемой депутатами фракции «Единая Россия». Считаю, что замена Медведева на Кириенко произойдет некоторое время спустя после встречи Путина с Трампом. Этой встречей завершится политический год «больших встреч» и можно будет основательно заняться внутренними реформами.

Если Сергей Кириенко станет Премьер-министром России, то кто займёт его сегодняшнее место в Администрации Президента РФ? На мой взгляд, этим «некто» станет нынешней вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин. Он сохранит жесткую конструкцию внутриполитического блока Администрации Президента РФ, сохранив при этом и влияние на предприятия ВПК, что необходимо при масштабной экономической перестройке. Однако такая замена изменит роль руководителя Администрации Президента РФ. Из простого чиновника, ведающего документооборотом и протоколом Президента РФ, он должен превратиться в публичное лицо, отражающее второе внешнее «Я» Президента страны. Первое «Я» Владимира Путина – мужская сила, мужественность, лидерство ярко отражает сам действующий Президент страны. Тогда второе «Я» должно отражать нежную одухотворенность. На мой взгляд, на эту роль есть достойные кандидатуры среди опытных женщин-политиков.

Уход из Правительства Дмитрия Медведева не оставит его безработным. Давно уже напрашивается реформа двух Верховных судов. Дмитрий Анатольевич по своему юридическому образованию и политическому опыту полностью отвечает требованиям, предъявляемым к Председателю единого Суда. Думаю, что и возвращение из Москвы в родной для него Санкт-Петербург будет приветствоваться его семьёй. Но вот партии «Единая Россия» в этом случае понадобится смена руководителя. На пост руководителя правящей партии лучшей кандидатуры, чем депутат Государственной Думы РФ Андрей Михайлович Макаров трудно сыскать. Блестящий полемист. Опытный юрист и не менее опытный экономист, он привнесет в деятельность правящей партии ту необходимую ей ныне мобильность.

Итак, будем ждать перемен.

#Жмыриков #Кириенко #Рогозин #ПредседательПравительства #выборыПрезидентаРоссии

Научно-исследовательский Институт проблем социального управления

603155, Россия, Нижний Новгород,

ул. Большая Печёрская, д. 49, оф. 5

© 2017 - 2020 Научно-исследовательский Институт проблем социального управления

  • Facebook Social Icon

+7 (831) 230-84-00