ИНОГДА НУЖНО УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ЖИТЬ Часть I (Невыдуманные истории психологии футбола)


Психологическая динамика команды от рождения до смерти

Все знают, что футбол является разновидностью КОЛЛЕКТИВНОЙ деятельности.

Большинство людей, профессионально связанных с футболом, понимает, что конечный успех зависит как от индивидуального потенциала каждого игрока, так и от уровня включенности всех игроков в коллективную деятельность команды.

Но лишь немногие понимают, что включенность игроков в коллективную деятельность команды является динамическим и противоречивым процессом, имеющим свои стадии, свои уровни, свои условия развития.

В данной статье мы рассмотрим проблему включенности игроков в коллективную деятельность команды на примере игр чемпиона страны – московского «Спартака» в нынешнем футбольном сезоне.

Прежде всего, напомним читателю несколько теоретических положений, без знания которых невозможно понимание процесса включенности игроков в деятельность команды.

1.Главным условием формирования включенности игроков в общекомандную деятельность является групповое целеполагание (ГЦ).

ГЦ – это принятие каждым членом футбольной команды общей задачи как личностно значимой цели.

Задача может быть поставлена перед командой двумя путями: во-первых, извне, то есть высшим руководством клуба; во-вторых, изнутри, то есть самой командой. В российской футбольной традиции принят первый вариант, при котором задачу ставит руководство (попечительский совет, совет директоров или лично президент клуба).

Для того чтобы каждый футболист воспринял внешнюю задачу как внутреннюю личную цель, процесс целеполагания должен пройти несколько этапов.

На первом этапе поставленная руководством задача становится известной каждому футболисту и принимается им как официальная цель деятельности команды.

На втором этапе в процессе общения членов команды идет уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели деятельности команды. Здесь у разных футболистов возникают разные реакции на поставленную задачу: от полного отрицания до активного принятия и инициативы.

На третьем этапе согласованная между членами команды цель осознается каждым игроком как его личная цель участия в работе команды. Это проявляется в возникновении не только личного стремления к достижению цели (инициативы), но и личной ответственности за ее достижение. Инициатива плюс ответственность определяют целеустремленность футболистов.

2.Целеустремленность членов команды в решении задачи зависит пяти факторов:

а) характеристики задачи;

б) соответствие новой задачи предыдущим целям команды;

в) функциональная взаимосвязанность членов команды;

г) особенности взаимоотношений в команде;

д) количество действующих членов команды.

Задача может быть нормативной, сверхнормативной и дискриминативной. Нормативная задача соответствует имеющимся в футбольном клубе силам и средствам для ее достижения. К силам относятся игроки и тренеры с достаточными или более высокими по сравнению с соперниками профессиональными знаниями, умениями и навыками. К средствам – необходимые финансовые и материально-технические и административно-вспомогательные средства обеспечения игровой деятельности.

Сверхнормативной является задача, при которой существует дефицит сил и средств для ее достижения. Реализация сверхнормативной задачи требует чрезмерного эмоционально-волевого напряжения игроков и тренеров, что неизбежно приводит к возникновению «синдрома эмоционального выгорания», приводящего к существенному снижению результатов команды в следующем сезоне, а в ряде случаев к полному распаду внутренней структуры команды как единого коллектива.

Дискриминативная задача характеризуется избытком сил и средств, направленных на реализацию цели. Это приводит к снижению мотивации игроков команды как в вопросах совершенствования мастерства на тренировках, так и в сохранении высокой игровой активности в течении всего матча и всего турнира. В наиболее серьезных случаях, игроки начинают стремиться перейти в другую команду.

Задачи на новый футбольный сезон могут соответствовать или не соответствовать целям предыдущего сезона.

В том случае, если задача на новый сезон превышает задачу предыдущего сезона (развивающее целеполагание), а силы и средства для реализации новой задачи соответствуют необходимым требованиям для ее достижения, то говорят о соответствии новой задачи предыдущим целям команды.

Если функциональные связи членов команды выстроены таким образом, что командный результат действий всех игроков выше суммы действий отдельных игроков, говорят о синергической целеустремленности. В том же случае, когда командный результат является плодом индивидуального мастерства одного или нескольких игроков, говорят о разрозненных действиях команды.

Особенности взаимоотношений футболистов в процессе выполнения общекомандной деятельности определяются процессами восприятия, ожидания и исполнения формальных и неформальных ролей.

Формальные роли предписываются тренером. Примерами таких ролей являются: роль опорного полузащитника, роль центрального защитника, роль плеймейкера и т.п. Каждая из этих ролей имеет свое содержательное наполнение в виде стратегических и тактических программ поведения на поле. Кроме того, каждая из этих ролей может различно восприниматься самим футболистом: индифферентно («как тренер сказал, так и буду делать», «играю по желобку»); инициативно-творчески («я понял общее стратегическое направление действий, но в русле этого направления буду действовать в зависимости от ситуации на поле»), конфликтно («тренеришка не знает, что говорит, поэтому буду действовать, как умею»).

Неформальные роли формируются на основе межличностных взаимоотношений и представляют следующие позиции: а) лидер; б) принятые; в) изолированные; г) отвергнутые.

Лидер – член команды, который имеет наиболее высокий положительный статус, то есть пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед командой задач.

Принятые – члены команды, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу. Быть хорошим членом группы – значит следовать за лидером.

Изолированные – члены команды, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, замкнутость, чувство неполноценности и неуверенность в себе).

Отвергнутые – члены команды, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем.

Позиция футболиста в группе может быть более или менее престижной. Престиж позиции называется статусом.

Футболисты могут соглашаться и не соглашаться со своим статусом.

Отсутствие консенсуса по данному вопросу может стать источником конфликта.

Все футболисты ждут друг от друга поведения, соответствующего содержанию формальной роли и неформального статуса. В зависимости от того, насколько ролевые ожидания соответствуют выполнению (проигрыванию) роли каждым футболистом, в команде возникают: а) соответствующая тональность настроений; б) соответствующий уровень взаимного доверия.

Все футболисты, исполняя свои роли, ориентируются на один из двух типов поведения: 1) поведение, направленное на решение задачи; 2) поведение, направленное на поддержку других членов группы.

В команде должен существовать баланс между членами, исповедующими первый и второй тип поведения. Если будет выраженный крен в сторону игроков, поведение которых связано исключительно с направленностью на решение задачи, то в команде некому будет защищать представителей непрестижных ролевых позиций («изолированных», «отвергнутых»). Несколько игроков будут постоянно мешать друг другу в борьбе за право лично решить возникшую ситуацию, тогда как другие игроки будут даже в выгодных игровых ситуациях переадресовывать мяч партнерам, избегая возможных упреков в случае ошибок, связанных с индивидуальными рисками. Со временем такой дисбаланс обязательно приведет к снижению индивидуального мастерства футболистов и снижению результатов игровой деятельности команды.

Если крен будет в сторону игроков с направленностью поведения второго типа, тогда футболисты начнут утрачивать ответственность за действия на поле. Это также со временем приведет к снижению результатов команды и затем, к снижению индивидуального мастерства спортсменов.

Для реализации поведения, направленного на решение задачи, в команде должны быть: лидер-генератор идей (предлагает новые подходы к решению игровых ситуаций); лидер-мастер (умелый исполнитель игровых решений, предложенных лидером-генератором); лидер-координатор (координирующий темп, ритм и направленность деятельности всех игроков команды); лидер-оценщик (критически оценивает складывающуюся на поле ситуацию и указывает на ошибочные действия игроков, предупреждая повторение ошибок).

Для реализации поведения, направленного на эмоциональную поддержку футболистов, в команде должен быть: лидер-генератор настроения (поддерживает тональность бодрого мажорного настроя, одобряет удачные действия одних игроков и успокаивает других после допущенных ошибок); лидер-вдохновитель (подталкивает игроков к тому, чтобы сделать больше уже сделанного).

Усвоение ролей происходит методом научения. Иными словами, если человек демонстрирует некое поведение и получает за него вознаграждение, то это поведение, скорее всего, повторится. Если же продемонстрированное поведение игнорируется или наказывается, то вероятность его повторения значительно снижается.

Коррекция ролевого поведения осуществляется посредством социально-психологических тренингов (СПТ). Формы СПТ различны, поскольку зависят от «мишени», т.е. того содержания ролевого поведения, которое надо корректировать.

Формальные и неформальные роли тесно связаны между собой, но не всегда синхронизированы, что может мешать нормальному функционированию команды. Формальные роли жестко связаны с тактикой командных действий. Высокая степень формализованности требуется для эффективного исполнения стандартных игровых ситуаций.

3.Высокая степень синхронизации исполнения формальных и неформальных ролей зависит от уровня социально-психологического развития команды.

Различают несколько уровней социально-психологического развития команды.

Начальный уровень развития свойственен группе игроков, впервые собранных вместе в рамках одного футбольного клуба. Это так называемая «номинальная группа».

Напряжение людей, впервые встретившихся друг с другом, очень велико. Нормы пока не выработаны, люди не знают, чего ожидать от тренеров и друг от друга. Если их предыдущий опыт вхождения в подобные команды был негативным, они могут ожидать того же и от новой команды. Если же опыт был позитивным, то они с нетерпением будут ждать новых впечатлений. Такое абсолютно нормальное ощущение называется первичной напряженностью. Отчасти это напряжение объясняется тем, что на данной стадии уровень доверия друг к другу еще низок. Футболисты знают, что они будут зависеть от ответственности и компетентности других членов команды, но не знают, насколько те ответственны, компетентны и надежны. Игроки часто относятся с подозрением к тем, кто пытается прибрать власть к своим рукам и ведет себя как лидер-автократ.

На стадии образования группы конфликта как такого еще не существует, поскольку каждый изо всех сил старается вызвать симпатию у остальных членов группы и одновременно пытается оценить каждого из них как потенциального коллегу. Образно говоря, каждый ведет себя как будто бы он в гостях: мягко, любезно, абсолютно поверхностно, стремясь произвести впечатление хорошего члена команды. Таким образом, все представляются не такими, какие они есть на самом деле. Конфликт на данной стадии влечет за собой риск подвергнуться остракизму.

Все члены новой команды знают друг о друге относительно мало или вовсе ничего, многие первоначальные суждения могут базироваться на стереотипах. Всевозможные национальные, возрастные и финансовые стереотипы имеют огромное значение. Так, например, ожидается, что бразильские футболисты будут более техничны, африканские футболисты – более выносливы, футболисты, купленные за большие деньги должны быть более ответственными на поле и т.п. Талантливых игроков, которые могли бы внести большой вклад в общее дело команды, могут исключить на том основании, что у них «еще молоко на губах не обсохло». Скрытые предубеждения на этой стадии особенно сильны, именно они могут выступать критерием оценки футболиста, поскольку реальная работа еще не началась и основной критерий оценки – вклад в общее дело команды – еще не проявился.

Существуют способы помочь группе пройти эту стадию более гладко и безболезненно. Лучше всего дать какое-нибудь задание, не имеющее отношения к основной задаче группы, но требующее взаимодействия между членами группы. Таким образом, они познакомятся друг с другом в процессе выполнения конкретного дела, их деятельность будет определенным образом структурирована, что подтолкнет группу к сплоченности. Все члены группы узнают друга не только с деловой, но и с личной стороны. В психологическом плане наилучшим способом является проведение социально-психологического тренинга на первой стадии развития команды.

На процесс социально-психологического развития команды большое влияние оказывает ее численность. Оптимальная численность полевых игроков новой команды 21±2 человека. При большей численности усложняется протекание групповых процессов – коммуникации, координации, принятия решений, распределения ролей.

Основное занятие членов номинальной группы – общение, то есть знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, уровень социально-психологического развития команды будет номинальным. Как только игроки приступят к совместной работе, команда перейдет на другой уровень развития.

Ассоциация – это второй уровень социально-психологического развития команды. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Игроки быстрее сближаются с теми, с кем у них есть что-то общее. Для ассоциации характерно возникновение общих интересов команды с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации идет развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера – делового или популярного. На этой стадии уровень напряженности в команде падает и посредством формирования коалиций начинает повышаться уровень доверия. Открытого конфликта еще нет, однако коалиции могут начать маневрировать с целью захватить власть в команде. В одиночку человек начинает подобные маневры крайне редко, поскольку для захвата власти необходима сила. Из-за подобного маневрирования и установившихся отношений продуктивность команды на данной стадии достаточно низка, равно как и качество произведенного продукта. Несмотря на поверхностное спокойствие, возрастает несогласие, которое проявляется на следующей стадии.

Кооперация – третий уровень социально-психологического развития команды. Это крайне важная стадия группового развития. Здесь возникает конкуренция и конфликтное рассогласование между членами команды за статусные позиции. На первом уровне (номинальная группа) таких рассогласований не возникало, поскольку игроки старались произвести друг на друга хорошее впечатление. На втором уровне (группа-ассоциация) игроки искали сходство, но не фиксировали значимые различия. На третьем уровне развития (группа-кооперация) именно различия попадают в центр внимания группы.

Межгрупповой конфликт является здесь позитивным признаком, а не предвестником того, что команда сбилась с пути. Хотя уровень напряженности в команде снова стремительно возрастает, переход на этот уровень – признак установления доверительных отношений между членами группы. Игроки вступают в конфронтацию, если не могут предсказать реакцию партнера, или считают, что реакция будет неадекватной. Определив наиболее вероятные поведенческие реакции друг друга, снизив уровень неопределенности, игроки успокаиваются. Теперь они знают, чего можно ожидать друг от друга, и готовы приступить к конкретной работе. Таким образом, возникновение конфликта свидетельствует о том, что команда развивается нормально. Теперь можно сместить акцент с социальных проблем группы (проблем взаимоотношений) на ее деловые проблемы. Члены команды уверены, что смогут и в дальнейшем эффективно разрешать конфликты.

На данной стадии возможно возникновение трех типов конфликтов.

Первый тип конфликта – ложный, или аутический, возникающий в результате недопонимания между людьми. Этот тип конфликта возникает из-за ошибок коммуникации, то есть, по сути, никакого конфликта не существует.

Второй тип конфликта – случайный конфликт, детерминированный ситуацией. Случайный конфликт возникает, когда поведение игрока или всей команды создает проблемы для одного или нескольких ее членов – например, кто-то постоянно опаздывает со страховкой партнера . Таким конфликтом уже пренебречь нельзя, и для того, чтобы он разрешился, нарушители должны изменить свое поведение на поле.

Третий тип конфликта – эскалационный конфликт, или вторичная напряженность. Здесь речь идет уже не о единичном инциденте, а о череде кажущихся и реальных не связанных друг с другом случайных или ложных конфликтов. Подобный конфликт может возникнуть из-за скрытой борьбы за лидерство в команде. Противоборствующие стороны открыто не афишируют свои притязания на власть, поэтому члены группы вначале могут не распознать истинных причин конфликта. Если эскалация конфликта будет продолжаться, а команда долгое время не сможет раскрыть его причины, то команда потеряет очень много времени, пытаясь разрешить каждую из возникающих проблем. Время и энергия будут тратиться не на задание, а на взаимоотношения. Командная игра может разрушиться. Какой бы ни была основная причина конфликта, ее необходимо выявить, обсудить и решить совместно в команде. Только после этого команда сможет продолжить развитие.

На уровне кооперации происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Лидерство начинает осуществляться успешно и эффективно: в команде определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ролевая структура команды четко обозначается. Каждый член команды занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Команда достигает состояния организованности.

Четвертым уровнем развития социально-психологической структуры команды является группа – автономия. Это группа игроков, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в команде. Группа-автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов команды. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей участников.

На этом уровне активизируется процесс адаптации футболистов друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с командой, достигаются состояния сплоченности и референтности группы для ее членов, возникает чувство «мы» – наша команда, в отличие от «они» – другие команды.

Группу-автономию можно определить как группу соратников, поскольку она действует как единое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность.

С этого уровня развитие команды может пойти в двух направлениях. Если команда полностью подавит индивидуальность игрока, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив.

Корпорация – это команда, которая характеризуется замкнутостью, закрытостью, изолированностью. Она начинает решать общекомандную задачу любой ценой, даже за счет ущемления интересов входящих в нее футболистов. Члены команды вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма. Команда не может долго удерживаться на этом уровне развития. Сразу же после решения групповой задачи она опускается на более низкий уровень, или распадается совсем.

Коллективом называется высший уровень социально-психологического развития команды. На этом уровне развития команда добивается конечного результата за счет гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Пик развития характеризуется следующим: уровень напряженности между членами группы очень низкий, а уровень доверия – высокий. Все конфликты выявлены и эффективно разрешаются. Производительность достигает максимума. Разделение труда основывается на умениях каждого, даже роль лидера временами переходит к тому, кто при решении игровой задачи выполнит лидерские функции лучше всех. Однако такая ситуация не может длиться вечно.

Внутренние структуры любых, даже самых сильных команд, со временем распадаются. Распад является, таким образом, конечной стадией социально-психологического развития внутренней структуры команды. Команды тратят много времени и энергии на то, чтобы стать сплоченным коллективом. Имеет смысл уделить внимание изучению того, как группа перестает быть коллективом и распадается. Каждому человеку, и футболисты здесь не могут быть исключением, необходимо завершение, достижение поставленной цели и окончание или изменение их взаимоотношений. Выделяют два способа распада внутренней структуры команды: запланированный и незапланированный.

Незапланированный распад структуры команды (внезапный конец) – это самое страшное, что может с ней произойти. Возникает некая психологическая незавершенность. Негативные эмоции и шок от внезапного распада группы зачастую омрачают весь совместный опыт и достижения группы. Примерами такого распада, являются банкротство и уход в небытие легендарного футбольного клуба «Торпедо» Москва, известного футбольного клуба «Волга» Нижний Новгород, ряда других менее известных футбольных клубов.


Научно-исследовательский Институт проблем социального управления

603155, Россия, Нижний Новгород,

ул. Большая Печёрская, д. 49, оф. 5

© 2017 - 2020 Научно-исследовательский Институт проблем социального управления

  • Facebook Social Icon

+7 (831) 230-84-00