ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ТАЙНЫ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ФУТБОЛИСТА

Футбольный сезон 2018 года завершается. Он принес нам комплекс противоречивых переживаний. С одной стороны, радостные впечатления результатов сборной страны на домашнем чемпионате мира. С другой, – негативные эмоции по поводу выступления ведущих футбольных клубов России в европейских турнирах.

В комментариях к результатам игр подавляющее большинство профессионалов (тренеров, игроков, спортивных журналистов) называет психологический фактор одной из главных причин, как побед, так и поражений. Однако до сих пор ни в одном из многочисленных интервью специалистов, равно как и ни в одной из аналитических статей, не было раскрыто содержание этого таинственного фактора. Попытаемся восполнить этот пробел.

Прежде всего, необходимо отметить, что в данной статье речь пойдет о психологических причинах успешности индивидуальной деятельности футболиста. Это вовсе не означает того, что автор не осознает роли психологических особенностей совместной деятельности игроков в команде. Совершенно понятно, что на исход, как конкретного матча, так и целого турнира, влияет система психологических факторов, включающая, помимо психологических особенностей индивидуальной деятельности каждого игрока, социально-психологические особенности малой группы (команды); большой группы (футбольного клуба, фанатов) и динамики отношений в системе: личность – малая группа (команда) – большая группа (клуб). Примеров тому множество даже в футбольной деятельности ведущих футболистов мира. Так, успешность Месси в «Барселоне» и его успешность в сборной Аргентины имеет два совершенно разных уровня.

Однако в данной статье автор сознательно абстрагируется от влияния психологических особенностей совместной деятельности для того, чтобы пристальнее рассмотреть психологические факторы индивидуальной деятельности игрока. Перефразируя поговорку, автор пытается тем самым «за лесом увидеть дерево». Что же касается психологических особенностей совместной деятельности игроков, то их описанию мы намереваемся посвятить несколько специальных статей позднее.

Теперь перейдем к сути вопроса.

Психологические факторы успешности индивидуальной деятельности футболиста включают три компонента: общие, единичные и особенные.

Общие психологические факторы (ОПФ) успешности индивидуальной деятельности присущи всем футболистам независимо от их игрового амплуа.

Единичные психологические факторы (ЕПФ) успешности индивидуальной деятельности, напротив, отражают особенности игрового амплуа (вратарь; центральный защитник; крайний защитник; опорный полузащитник; плеймейкер; крайний нападающий; центральный нападающий).

Общие и единичные психологические факторы успешности можно выразить одной формулой: У = КогС + ПмС + КомС + ЭВУ + МСЛ + ОХ, где

У – успешность; КогС – когнитивные способности; ПмС – психомоторные способности; КомС – коммуникативные способности; ЭВУ – эмоционально-волевая устойчивость; МСЛ – мотивационная структура личности; ОХ- особенности характера.

Однако содержательное наполнение элементов этой формулы у общих и единичных психологических факторов успешности различное.

Для общих психологических факторов успешности футболиста свойственно:

1.КогС: 1) такая особенность процесса восприятия, как быстрое обнаружение и точное различение пространственного расположения объектов; 2) такая характеристика процесса внимания, как концентрация; 3) такая характеристика процесса памяти, как быстрое запоминание зрительной информации; 4) такая характеристика процесса мышления, как способность анализировать ситуацию путем практического взаимодействия с объектом.

2.ПмС – координация и точность движений.

3.КомС – умение и стремление соблюдать нормы и правила, принятые в коллективе.

4.ЭВУ – дисциплинированность; самообладание и выдержка.

5.МСЛ – доминирующая направленность мотивов на достижение результата; интерес к футбольной деятельности в целом.

6.ОХ – трудолюбие; порядочность; ответственность.

Десятилетие назад в российском футболе основное внимание уделялось оценке КогС и ПмС, тогда как на остальные компоненты общих психологических факторов успешности руководители и тренеры профессиональных футбольных клубов взирали сквозь пальцы. Итогом стало увеличение количества игроков, не сумевших полностью реализовать свой талант на футбольном поле. В качестве своеобразной психотерапевтической компенсации такие игроки демонстрировали примеры девиантного поведения в семье и быту.

Сегодня в ведущих футбольных школах (академиях) всем компонентам психологических факторов успешности уделяется достаточно внимания. И появление в таких профессиональных футбольных клубах как «Краснодар», ЦСКА, «Спартак», «Ростов», «Урал» успешных молодых игроков является тому подтверждением.

В то же время необходимо обратить внимание на деятельность футбольных селекционеров российских клубов. Часто отмечается картина приобретения клубами иностранных молодых игроков, не адаптирующихся в составах команд-приобретателей. В значительной мере, это, видимо, связано с недооценкой характералогических, мотивационных и коммуникативных качеств легионеров.

Следует заметить, что недостатки общих психологических факторов успешности крайне трудно корректировать в тренинговой работе. Их можно лишь в известной степени компенсировать посредством изменения уровня психологической включенности игрока в совместную деятельность команды. Но подобная компенсация «за счет других» может привести к нарушению социально-психологического климата в команде и общему снижению игрового тонуса.

Содержательное наполнение формулы успеха для единичных психологических факторов успешности футболистов, подчиняется требованиям игрового амплуа. В качестве примера рассмотрим содержательное наполнение формулы успеха для амплуа крайнего защитника и опорного полузащитника.

Успешному выполнению функциональных обязанностей крайнего защитника способствуют:

1.КогС: 1) высокий уровень распределения внимания; 2) переключение внимания; 3) умение принять решение в очень короткий срок.

2.ПмС: 1) быстрая двигательная реакция на зрительные раздражители; 2) скоростная выносливость.

3.КомС: 1) способность легко вступать в контакт с людьми; 2) гибкость во взаимоотношениях с людьми.

4.ЭВУ: 1) умение сохранять работоспособность в условиях экстремальной ситуации и дефицита времени; 2) переносимость длительно действующего раздражителя (постоянных рывков противника и попыток забросить мяч «за спину»).

5.МСЛ: 1) склонность к риску; 2) доминанта материальных ценностей; 3) выраженность мотива социальной поддержки партнеров.

6.ОХ: смелость, настойчивость, инициативность.

Успешному выполнению функциональных обязанностей опорного полузащитника способствуют:

1.КогС: 1) устойчивость внимания; 2) способность находить разнообразные решения (в том числе неожиданные и оригинальные) в стандартных ситуациях; 3) умение оперировать представлениями с целью предвидения возможных изменений обстановки и ожидаемых действий противника.

2. ПмС: 1) быстрая двигательная реакция на зрительные раздражители; 2) устойчивость к работе в вынужденном темпе; 3) пластичность при переключении направления движений.

3. КомС: 1) умение убеждать собеседника, привлекать его на свою сторону; 2) интерес к деловым контактам.

4.ЭВУ: 1) эмоционально-психологическая устойчивость; 2) умение настоять на своем, противостоять влиянию со стороны; 3) малая внушаемость.

5. МСЛ: 1) инструментальное единство мотивации отношения и мотивации достижения порождает стремление к соперничеству; 2) убежденность в том, что и сам, и другие обязаны следовать конкретной норме-правилу, как цели; 3) самоотверженность и мужество в борьбе с соперником.

6.ОХ: 1) трудолюбие; 2) чувство собственного достоинства; 3) высокий уровень ответственности.

Совершенствование ЕПФ успешности футболистов осуществляется посредством различных видов психологического тренинга (имаготренинг, когнитивно-поведенческий тренинг, рефрейминг контекста и т.п.). Мой опыт индивидуальной психокоррекционной работы с футболистами показывает, что в большинстве случаев оптимизировать ЕПФ удается за 2-3 недели работы.

Особенные психологические факторы (ОсПФ) успешности отражают свойства пространственно-временного континуума внутреннего мира личности футболиста. ОсПФ отличают футболиста «А» от футболиста «Б», потому что отражают индивидуальные особенности жизненного пути игрока.

Отражение событий жизненного пути представлено в психике человека в виде образов. Наибольшее влияние на эффективность деятельности человека любой профессии, в том числе и футболиста, оказывает не содержание, а пространственное расположение образов во внутреннем мире личности и личное время их переживания.

Пространственное расположение описывается шестью главными характеристиками:

1.Субъективное местоположение образа в пространстве воображения.

То есть где именно человек представляет ту или иную картину своей жизни относительно себя самого: спереди, сзади, справа, слева или вокруг себя, а также выше или ниже себя.

При тестировании футболиста психолог дает задание: «Представьте себе Ваши действия на поле в игре против команды-лидера в будущем году». После того, как испытуемый сформировал образ в своем воображении, психолог посредством уточняющих вопросов выясняет местоположение образа. Затем испытуемого просят представить его действия на поле через два года и три года. В результате могут быть получены либо восходящая линия будущего (образы будущего последовательно поднимаются вверх), либо горизонтальная линия (образы будущего находятся на одной линии), либо нисходящая линия (образы будущего опускаются вниз).

2.Субъективное расстояние до образа.

То есть как далеко от себя человек представляет картину того или иного эпизода своей жизни. При анализе образов воображения, сформированных в том же самом задании, что описано выше, может отмечаться тот факт, что каждый последующий образ расположен дальше относительно предыдущего. В этом случае психологи говорят о расходящейся линии будущего. Если же обнаруживается противоположная картина (каждый последующий образ расположен ближе предыдущего), то говорят о сходящейся линии будущего.

3.Представление себя в образе.

Если психолог дает задание футболисту: «представьте себя на тренировке команды в будущем году», то воображение футболиста может отобразить один из двух вариантов картинки. В первом варианте футболист «видит» поле, тренера, тренирующихся партнеров своими глазами, но не видит самого себя в картинке. Это, так называемый ассоциированный образ. Во втором варианте футболист видит себя, тренирующегося с партнерами. Это, так называемый диссоциированный образ.

4.Объективированность образа. Если испытуемый «видит» воображаемый образ во внешнем по отношению к себе пространстве, то такой образ называют объективированным. Если же испытуемый не видит образа во внешнем пространстве, а ощущает (или предполагает) его нахождение внутри себя (внутри своей головы), то это необъективированный образ.

5.Структурированность линии образов. В том случае, когда воображаемые образы располагаются последовательно друг за другом на одной линии (ближе всего к испытуемому располагается образ игры через год, затем расположен образ игры через 2 года, а наиболее далеким является образ игры через три года), линия образов структурирована. Если же образы расположены хаотично (наиболее близким может оказаться образ игры через 2 года, затем образ игры через год или три года и т.д.), то линия неструктурирована.

6.Сцепление между образами. Этот показатель действует в отношении структурированной линии образов.

После выполнения задания на воображение картин игры футболиста через год, два и три года, психолог просит испытуемого мысленно передвинуть один крайний образ (неважно наиболее близкий или наиболее дальний). Если передвижение одного образа не изменило расположения других образов, то сцепление между образами отсутствует. Если же другие образы самопроизвольно передвинулись вслед за образом, изменившим положение, то сцепление имеет место.

Психологи, исследовавшие разные профессиональные группы, показали, что структурированность линий, а также наличие сцепления между образами усиливает волевые качества профессионала (уверенность в своих силах, целеустремленность, настойчивость). Моя работа с футболистами показывает, что структурированные линии и сцепленные образы наблюдаются у наиболее успешных опорных полузащитников и центральных защитников.

Расхождение линии будущего наблюдается у лиц, творчески решающих возникающие производственные ситуации.

Наличие ассоциированных образов говорит о развитии сенсорной функции. В моем опыте работы с футболистами ассоциированные образы встречались у игроков, ощущающих малейшие воздействия на зрительный анализатор. Это приносило успех крайним защитникам и плеймейкерам.

Наличие диссоциированных образов способствует развитию интуитивной функции. Это подтвердилось в тренинговой работе с центральными нападающими.

Переживание личностного времени описывается в психологии четырьмя параметрами: изменение хода времени; обратимость времени; появление параллельного времени; появление дополнительного времени.

1.Изменение хода времени.

Это наиболее часто встречающаяся характеристика личностного времени. Она выражается в переживании человеком ощущения замедления или ускорения внутреннего времени относительно внешнего.

Признаками замедления внутреннего времени являются: а) ощущение снижения скорости внутренних процессов («ничего не успел сделать»); б) сжатие промежутков времени («не заметил, что столько времени уже прошло»); в) мысль о том, что во внешнем мире все происходит очень быстро («все так и мелькает вокруг»); г) чувство перенасыщенности временного интервала («не успел оглянуться, а тут такие перемены произошли»).

В прошлом году ко мне обратился за помощью футболист «N». В начале своей футбольной карьеры он был полузащитником. Однако в последние годы в интересах команды его переквалифицировали в крайнего защитника. Период адаптации в новом игровом амплуа прошел успешно. Но затем карьера дала сбой. Несмотря на усердие в тренировках, доверие тренера и помощь партнеров, N все чаще стал опускать грубые ошибки в обороне. При этом, они носили стереотипный характер: терял позицию и упускал соперника за спину, позволяя тому делать опасные прострелы в свою штрафную, либо, врываясь в штрафную, вытаскивать на себя центрального защитника, оголяя пространство перед воротами. Попытки объяснить происходящее потерей скорости не увенчались успехом. Хронометраж показал, что N двигался в том же скоростном режиме, что и в своих лучших матчах. Углубленное психологическое обследование обнаружило замедление хода внутреннего времени игрока. После проведения комплекса реабилитационных мероприятий, состоящего из серии суггестивных сессий и когнитивно-поведенческого тренинга проблема была снята, и футболист перестал «пожарить» на поле.

Признаками ускорения субъективного времени являются: а) нарастание скорости внутренних процессов («успел столько сделать, передумать, пережить»); б) растяжение промежутка времени («чувствую, что мое время растянулось»); в) ощущение замедления внешних процессов («все вокруг как на замедленной кинопленке»).

Ускорение субъективного времени порождает избыточную суетливость футболиста. Например, атакующий игрок, дойдя с мячом до линии штрафной площадки соперника, вместо того, чтобы самому врываться в штрафную, делает безадресный навес («на авось»). Или крайний защитник, отобрав мяч у соперника, и не испытывая больших затруднений со стороны соперников, выбивает мяч в аут («на всякий случай»).

2.Обратимость времени.

Сюда относятся четыре психологических феномена: а) предчувствие опасности; б) получение нейтральной информации из будущего; в) синдром ранее виденного («де жавю»); г) воспоминание информации о далеком прошлом.

Обратимость времени оказывает наибольшее влияние на развитие интуиции, а, следовательно, может оказывать влияние на успешность действий плеймейкера.

3.Параллельные времена.

Здесь выделяются 2 случая: а) одновременное существование в двух реальностях; б) появление «гостя из другой реальности».

Мне ни разу не удавалось диагностировать этот признак личностного времени у футболистов. Теоретически можно предположить, что его наличие окажет влияние на комбинаторное мышление и концентрацию внимания игрока.

4.Появление дополнительного времени.

Психологи утверждают, что этот феномен появляется лишь в двух случаях. Во-первых, тогда, когда существует дефицит времени на выполнение задания, субъективная важность этого задания велика, а ритм внешней жизни не выражен. Например, нападающий, ощущает нехватку времени для результативного завершения атаки, тогда как на самом деле время не уменьшилось и до конца матча еще 25-30 минут.

Во-вторых, когда человек от начала и до конца переживает мотив избегания неудачи при решении задачи, которую ему никто не ставил. Например, опорный полузащитник стремится, во что бы то ни стало забить гол сопернику. Он стремится отобрать мяч у соперника в любой точке поля, а, отобрав мяч, рвется воротам самостоятельно, игнорируя партнеров. Понятно, что он выбивается из сил. Мог бы ведь отказаться от такой стратегии поведения и более продуктивно распределить силы. Но тогда он перестанет быть лидером в собственных глазах.

На этом закончим рассказ о психологических факторах успешности индивидуальной деятельности футболистов. Понимаю, что слегка утомил читателя отсылками к неизбежной в этом случае терминологии. Но в извинение хочу отметить, что этой статьей, удалось закрыть дилетантский бред футбольных экспертов, сводящих все аспекты многогранной системы психологических факторов успешности к действию одной лишь МОТИВАЦИИ.

Совершенно понятно, что оптимизация системы психологических факторов успешности индивидуальной деятельности футболиста не сводится к психологическому настрою последнего на матч. Она предполагает столь же объемную систему психокоррекционных воздействий, проводимых профессионалом.


Научно-исследовательский Институт проблем социального управления

603155, Россия, Нижний Новгород,

ул. Большая Печёрская, д. 49, оф. 5

© 2017 - 2020 Научно-исследовательский Институт проблем социального управления

  • Facebook Social Icon

+7 (831) 230-84-00