ПСИХОЛОГИЯ УСПЕШНОСТИ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ

В статье «Психологические «тайны» профессиональной успешности футболиста», опубликованной на сайте Института проблем социального управления 9.12.2018, читатель смог познакомиться с психологическими факторами, влияющими на индивидуальные действия футболиста в игре. Однако автором той статьи делалась оговорка о том, что психологические факторы успешности индивидуальной деятельности футболиста вычленяются из системы командных психологических факторов искусственно, лишь для лучшего понимания проблемы. Указывалось, что «на исход, как конкретного матча, так и целого турнира, влияет система психологических факторов, включающая, помимо психологических особенностей индивидуальной деятельности каждого игрока, социально-психологические особенности малой группы (команды); большой группы (футбольного клуба, фанатов) и динамики отношений в системе: личность – малая группа – большая группа».

Сегодняшняя статья будет целиком посвящена раскрытию психологических «тайн» успешности совместной деятельности игроков футбольной команды.

Прежде всего, отметим, что, с социально-психологической точки зрения, профессиональная футбольная команда представляет собой малую группу, включенную своей деятельностью и общением в большую группу. Большую группу представляют, помимо команды, руководство и административно-вспомогательный персонал футбольного клуба, молодежные и юношеские команды, футбольная академия и массовидное образование болельщиков.

Большая группа оказывает на психологию команды прямое и опосредованное воздействие. Прямое воздействие оказывается посредством постановки руководством клуба задачи команде на грядущий сезон, а также посредством создания условий для выполнения этой задачи (заключение и/или прерывание контрактов с тренерским штабом и игроками; материально-техническое обеспечение проведения предсезонных сборов и календарных игр и т.п.).

Постановка задачи является одним из самых сложных управленческих действий руководства футбольного клуба. Для того, чтобы не ошибиться в этом действии, руководство клуба должно иметь ясную стратегическую цель развития, точное представление о динамике ресурсных возможностей клуба в перспективе нескольких футбольных сезонов и доминирующий тип отношений с фанатскими объединениями не ниже компромисса, а лучше – сотрудничество.

Например, руководство профессионального футбольного клуба «Краснодар» стратегической целью развития считает постановку красивой, современной игры, привлекающей зрителей на матчи команды, состоящей из воспитанников собственной футбольной академии. Болельщиков команды удалось убедить в правильности такого стратегического курса, в том числе и посредством поэтапного позитивного продвижения команды в табели о рангах отечественного футбола. Если еще пять лет назад во взимоотношениях руководства клуба с болельщиками доминировал тип приспособления, то сегодня доминирует тип сотрудничества. При этом авторитет руководства клуба в глазах болельщицкого сообщества непрерывно растет. В таких условиях руководство клуба может позволить себе не ставить перед командой максимально высокую тактическую задачу (обязательно победить в чемпионате страны), а ограничиться, например, задачей завоевания места, дающего право прямого попадания в групповой европейский турнир. Сама же команда, переосмысливая и проживая содержание такой задачи, ставит перед собой цель ее превышения.

Противоположный пример являет собой московский «Спартак». Из года в год в клубе декларируется задача одержать победу в чемпионате страны. При этом, ресурсные возможности клуба далеко не всегда гарантируют выполнение этой задачи. А взаимоотношения болельщиков с клубным руководством вышли уже на уровень открытого конфликтного противостояния.

Опосредованное влияние оказывается через воздействие морально-психологического климата большой группы на социально-психологическое состояние команды. Психологи различают 4 тональности морально-психологического климата: а) бодрый-мажорный тон; б) нормальный-рабочий тон; в) переживания неопределенности-тревожности; г) переживания пессимизма-упадка.

Команда (малая группа) воспринимает воздействия большой группы неоднозначно. Различия в восприятии объясняются различиями в статусно-ролевой структуре малой группы.

Каждый игрок команды, как известно, выполняет определенную роль. Объективное содержание этой роли (игровое амплуа) предписывается игроку тренером команды. Для выполнения роли в психике игрока формируется образ роли. Образ роли содержит субъективную оценку игроком объективных требований к роли. Субъективная оценка формируется в результате сравнения игроком представления о своих задатках, способностях, желаниях и стремлениях с требованиями к роли, высказанными тренером. Кроме того, на субъективную оценку влияет отношение игрока к тренеру. Это отношение может быть доверительным (как отношение сына к любимому отцу), подчиненным (как отношение ученика к учителю), индифферентным (как отношение слушателя к лектору), оппозиционным (как отношение компетентного специалиста к начинающему руководителю). Сформированный образ роли побуждает игрока к выполнению этой роли на конкретно-качественном уровне. Уровень этот оценивается по таким признакам как: а) отношение к труду (нормативное, сверхнормативное или дискриминативное); результативность (высокая, средняя, низкая); отношение к партнерам (лидерское; подчиненное, конкурентное); отношение к соперникам (уважительное, враждебное).

Каждый игрок команды помимо деятельности (исполнения роли) осуществляет межличностное общение с другими членами команды (игроками и тренером). Это общение может быть диалогичным (общение на равных), монологичным (один партнер преимущественно солирует, другой партнер слушает), альтруистическим (игрок сознательно уступает партнеру инициативу в общении, стремясь оказать помощь в решении проблем партнера), манипулятивным (игрок посредством различных приемов в общении добивается от партнера всевозможных уступок в своих интересах).

В результате оценки всеми членами команды характера исполнения игроком своей роли и стиля общения, этот игрок приобретает конкретный социальный статус. В социальной психологии принято различать такие типы статусов, как: статус лидера («звезда»), статус предпочитаемого (близкий к «звезде» уважаемый член команды), статус принятого (надежный человек, но не лидер), статус непринятого («белая ворона»), статус отверженного («козел отпущения»).

Смысл метафоры ≪белая ворона≫ означает необычность поведения данного игрока. Необычность влечет за собой непонимание этого игрока со стороны других членов команды и перемещение его на низкостатусную позицию. Его воспринимают как экзотического представителя. Над ним могут подшучивать. Вместе с тем, его терпят, поскольку его поведение не угрожает ни целостности, ни репутации команды. Для самого же игрока статус «белой вороны» всегда сопряжен с избыточным эмоциональным напряжением и негативными переживаниями.

Совершенно иной смысл имеет метафора ≪козел отпущения≫, обозначающая низкостатусного члена команды, в котором команда нуждается, поскольку на него она может возложить ответственность за неэффективные и ошибочные действия, за неправомерные решения, вину за неудачу или поражение, для того, чтобы скрыть их настоящие причины и реальных виновников.

Такой игрок вынужден постоянно доказывать команде свою необходимость и полезность, демонстрировать готовность к подчинению, зависимость, угодливость, тем самым девальвируя собственные ценности и смыслы и рискуя потерять собственное «Я».

Игроки, имеющие статус предпочитаемых, обрели этот статус за проявленное лидерство в одном из компонентов деятельности или общения. Например, один из игроков с таким статусом является «лидером-мастером». Он демонстрирует наилучшие показатели в технико-тактической подготовке. Другой представитель этого статуса является «лидером-организатором». Он ведет игру, показывая лучшие образцы искусства плеймейкера. Третий является «лидером-психотерапевтом». Он успокаивает игроков на поле, или, напротив, повышает их эмоциональный настрой на борьбу. Игроки, имеющие статус предпочитаемых, полезны команде. Однако, в случае ослабления «звездой» лидерских позиций, каждый из них может выступить в роли антилидера и расколоть единство команды, создав в ней микрогруппы своих сторонников и противников. В нашем футболе мы имели примеры таких случаев.

Статус «звезды» характерен тем, что носитель этого статуса не является лидером в какой-либо отдельной номинации («лидер-мастер», «лидер-организатор», «лидер-психотерапевт», «лидер- генератор идей», «лидер-критик» и т.п.). Однако он в каждой из номинаций лидерства занимает второе-третье места, а по совокупности показателей во всех номинациях занимает лидирующую позицию.

В случаях демократичного выбора капитана команды «звезда» всегда становится капитаном. Совмещая официальный (статус руководства) и неофициальный (статус лидерства) статусы, капитан-звезда сплачивает игроков команды, ориентируя их на достижение единой цели.

При назначении капитана тренер может ошибочно делегировать эту официальную функцию игроку, не имеющему статус «звезды». Тогда капитан команды не будет пользоваться доверием всех игроков, а, следовательно, влиянием на их поведение. Установки тренера могут искажаться, сталкиваясь с рекомендациями неформального лидера команды.

Статусно-ролевая структура команды переживается группой в виде особого социально-психологического состояния. По содержанию это состояние может быть либо консонансным, либо диссонансным.

Консонансное социально-психологическое состояние команды характеризуется наличием позитивных проявлений потребностей, ценностных ориентаций, ожиданий, установок, стереотипов игроков. При этом в поведении команды активизируется сотрудничающе-конвенциональный тип межличностных отношений, повышается самоуважение и саморазвитие, позитивная мотивация к труду, высокий индекс физического и психического самочувствия.

Диссонансное социально-психологическое состояние команды появляется при деформациях статусно-ролевой структуры команды. Такие деформации возникают, либо вследствие неправильного поведения тренера (ошибочного распределения ролей; ошибочного определения основного состава команды; неверного выбора тактики общения с неформальным лидером команды и стиля общения с игроками, имеющими статус предпочитаемых и т.п.), либо в случае некорректной постановки задачи руководством клуба, либо при длительном воздействии на команду негативного морально-психологического климата в клубе (климата «неопределенности-тревожности» или «пессимизма-упадка»). Диссонансное социально-психологическое состояние команды характеризуется ослаблением фильтрующей роли коллективного сознания, активизацией негативных составляющих ценностных ориентаций и стереотипов. В социальном поведении игроков чаще проявляются отношения прямолинейно-агрессивного типа; отмечается низкая мотивация к труду и низкий индекс физического и психического самочувствия.

Содержание социально-психологического состояния команды влияет на проявление психологических факторов успешности индивидуальной деятельности игроков. Так, консонансное социально-психологическое состояние способствует адаптации особенных (пространственно-временных) психологических характеристик к условиям тренировочной работы и соревновательной деятельности команды; развитию когнитивных характеристик. Диссонансное социально-психологическое состояние повышает уровень эмоционально-волевой чувствительности и тревожности игроков; снижает показатели объема и концентрации внимания; изменяет структуру мотивации деятельности (место доминирующей мотивации достижения результата занимает мотивация избегания неудачи).

Коррекцию социально-психологического состояния команды частично можно проводить посредством специально организованных тренингов. Однако полностью заменить организационные решения психологическими тренингами в этом случае не удастся.

Ведь если руководством футбольного клуба ставится задача не соответствующая ресурсным возможностям команды, то эта задача будет зафиксирована в сознании игроков лишь формально. Личностно игроки не станут воспринимать ее как значимую.

Если тренер допускает ошибки в распределении ролей среди игроков, т.е. нарушает ролевую структуру команды, то падает не только авторитет тренера. Изменяются статусные позиции игроков. Сплоченность команды утрачивается. Вместо коллектива «МЫ» появляется сочетание микрогрупп «ОНИ».

Если взаимодействие руководства клуба с болельщиками носит конфликтнтый характер, тональность морально-психологического климата большой группы падает до уровня «пессимизма-упадка». Это также приводит к формированию диссонансного социально-психологического состояния малой группы (команды).

В российском футболе примеры подобных причин возникновения диссонансных социально-психологических состояний, к сожалению, не редки. Руководство профессиональных футбольных клубов чаще прибегает в таких случаях к смене тренерского состава команды, без проведения предварительных консультаций с профессиональным психологом. Иногда это связано с неверием в диагностические возможности психологической науки. Чаще это связано с боязнью «выносить сор из избы». Но подобные действия методом проб и ошибок редко дают позитивный результат. Тратятся попусту большие финансовые средства. Испытываются на прочность чувства болельщиков. У игроков формируется стереотип команды-неудачницы.

Может все-таки попробовать провести конфиденциальные консультации с психологом и уже по их результату принимать управленческие решения?


Научно-исследовательский Институт проблем социального управления

603155, Россия, Нижний Новгород,

ул. Большая Печёрская, д. 49, оф. 5

© 2017 - 2020 Научно-исследовательский Институт проблем социального управления

  • Facebook Social Icon

+7 (831) 230-84-00